Права пациентов

Сегодня, к сожалению, мы часто слышим достаточно известную фразу: «Нет прав – одни обязанности!» И в этом виновато не государство, работодатели, чиновники, а только мы сами. Действительно, мало кто из нас может похвастаться знанием своих гражданских, потребительских и других прав, больше того, некоторые даже не догадываются, что они «имеют права» в определенных сферах жизни. Наряду с этим, кроме работы, каждый из нас совершает покупки, обращается за помощью в различные государственные структуры, посещает поликлиники и другие медицинские учреждения. Часто, получая отказ в оказании помощи или сталкиваясь с грубым и некорректным отношением, мы «стойко переносим обиду», совсем не подозревая, что можем кардинально изменить сложившуюся ситуацию. Так в сфере медицины существует целый ряд законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где четко прописаны права пациентов и степень ответственности, которую могут понести медицинские работники за их нарушение.

Право на уважительное и гуманное отношение

Часто при посещении  медицинского учреждения Вам начинают «грубить с порога», или же пренебрежительно относятся во время осмотра, сдачи анализов, записи на приём к врачу и других медицинских процедур. Не нужно молча терпеть, но и конфликтовать не стоит, достаточно просто тактично напомнить, что Вы имеете полное право на защиту своего достоинства и можете потребовать компенсацию морального вреда, поверьте мне эффект не заставит себя долго ждать. Однако помните, что Вы, в статусе пациента, также обязаны корректно и гуманно относится к медицинскому и обслуживающему персоналу.

Право на содержание в хороших условиях

Не редкими являются эпизоды, когда результатом удачно проведенной операции становятся послеоперационные осложнения, часто приводящие к летальному исходу. Попадая, например, в инфекционную больницу с определенным диагнозом можно «подхватить» другие внутрибольничные инфекции, ещё более усугубляющие состояние здоровья. Казалось простое удаление зуба или прижигание бородавки может повлечь за собой серьезные  негативные последствия, если они выполнены медперсоналом с нарушением правил гигиены. Вы обязаны знать, что все вышеперечисленные или подобные случаи – это правонарушения со стороны медицинских работников, которые обязаны максимально обезопасить пациента от неблагоприятных последствий, возникающих при нарушении санитарно-гигиенических требований. Помните, что существует ряд служб, которые контролируют санитарно-гигиеническое состояние клиники и выполнение норм санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому если Вас поместили в палату неудовлетворяющую гигиеническим нормам или, в которой уже находится пациент(ы) с «заразными» болезнями, можете смело требовать замену соответственно части 3 статьи 3 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Право на обезболивание или облегчение боли

Наложение швов при порезах и травмах, вправление костей при вывихах и переломах, боли при родовых сватках и другие случаи, когда обезболивание является не обязательным, а  скорее избирательным действием, часто сопровождаются фразой со стороны медицинских сотрудников: «Вам придется немного потерпеть». При этом «доблестные стражи здоровья» почему-то не учитывают тот факт, что каждый человек имеет свой порог чувствительности: некоторые способны без обезболивания выдержать удаление зубного нерва, другие же не в состоянии даже вытерпеть удаление занозы из пальца. Кроме того не исключаются негативные последствия, которые вполне могут развиться в результате болевого шока. Соответственно вы вправе требовать обезболивания при лечении и диагностике и медицинский персонал обязан Вам его предоставить доступными средствами и способами.

Врачебная тайна – право пациента

Каждый из нас слышал о «Врачебной тайне». Тем не менее, зачастую, узнав неблагоприятный диагноз, мы просим врача не сообщать о нем семье, родственникам или работодателю, хотя это и так само собой разумеется. Однако часто данные, не должные разглашаться без согласия пациента: сам факт посещения медицинского учреждения, сведения о физических и функциональных нарушениях организма, поставленном диагнозе наследственных заболеваниях, возможных осложнениях, предполагаемом прогнозе, и так далее, умело используются медицинским учреждением для дополнительной рекламы. Так, например, нередки ситуации, когда граждане желающие сдать анализ на наличие половых инфекций или другие медицинские тесты ищут именно те организации, где гарантируется конфиденциальность. Между тем разглашение данных сведений возможно только с согласия самого больного или его представителя (для больных, не достигших 15 лет, таковыми являются родители). Допустимо раскрытие подобных сведений в соответствии со статьей 61 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» без согласия больного или его законного представителя в ниже перечисленных случаях:

  1. Когда обследованию и лечению подвергается человек, который не в состоянии самостоятельно выразить свою волю.
  2. Если возникает угроза эпидемии инфекционных заболеваний и других массовых поражений.
  3. При условии, что данные необходимы для расследования преступления или в качестве доказательств в суде.
  4. В случае информирования родителей или законных представителей, когда речь идет о лечения детей и подростков до 15 лет.
  5. Когда врач имеет неоспоримые доказательства того, что вред пациенту и его здоровью причинен противоправными действиями другого лица.


Незаконное раскрытие данных врачебной тайны характеризует врача не с лучшей стороны, говорит о его непрофессионализме и аморальности. Соответственно, если Вы столкнулись с нарушением своего права на хранение врачебной тайны, возможно применение к медицинскому работнику дисциплинарной ответственности или даже уголовного наказания, в зависимости от тяжести последствий.

Право на получение информации о своем здоровье

Во многих поликлиниках и лечебных заведениях на совершенно законную просьбу посмотреть свою медицинскую карту  или же ознакомится с историей болезни, зачастую Вы слышите в лучшем случае отказ. А чтобы получить на руки копию диагноза, анализов и лечебных мероприятий, например, для консультирования по поводу адекватности лечения у другого специалиста, необходимо приложить немало усилий, а порой и вовсе не реально. И это действительно парадоксально, ведь данные о здоровье и диагнозе наиболее интересны и важны для самого пациента. Крайне важно, чтобы у Вас «на руках» было как можно больше информации о проводимых ранее диагностических и лечебных мероприятиях, что позволит максимально уменьшить вероятность дублирования исследований, аллергических реакций на вводимые препараты и повысит эффективность дальнейших процедур. Соответственно лечащий врач или заведующий отделением по вашему письменному требованию, обязан предоставить всю информацию по Вашему клиническому случаю, если Вам отказывают в выдаче копий истории болезни и других документов, ссылайтесь на часть 4 статью 31  закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Официальный представитель больного

В наших больницах часто невозможно получить допуск к посещению своих родственников, находящихся на лечении в стационаре. Чтобы подстраховаться и получить свободный пропуск к пациенту необходимо стать его официальными представителями, то есть оформить представительство (часть 12 статья 30 «Основ»). Для этого не требуется нотариального заверения, достаточно подписи пациента для того, чтобы доверенность приобрела юридическую силу (приложение N 1). Сам пациент при этом приобретает помощников для защиты своего правового статуса, сохраняя собственные права. Следует учесть, что родители  являются законными представителями  ребенка до достижения им совершеннолетия, поэтому никакая доверенность не нужна, и родитель, безусловно, может находиться совместно с ребенком в стационаре, что подтверждено статьей 22. Если по непонятным причинам, при наличии доверенности от пациента, Вам не разрешают посещения, то можно сразу обратиться к лечащему врачу, или к главврачу, либо его заму.

Возмещение вреда причиненного здоровью

Многие из нас, наверняка сталкивались с  оказанием некачественных услуг и это действительно страшно, когда речь идет о медицинском секторе. Часть 11 статья 30 законодательства об охране здоровья предусматривает право пациента на возмещение вреда, полученного в результате не качественной или не своевременной медицинской помощи. Наиболее часто подобные ситуации происходят в сфере пластической хирургии, где все виды услуг являются платными и, откровенно говоря, стоят не дешево, при всем этом качество оказанной помощи гарантируют далеко не все клиники.

Жалоба на действие врача

Достаточно частыми являются ситуации, когда Вы, находясь в лечебном заведении, не довольны оказываемыми услугами: капельницу поставили плохо, физиотерапию провели не должным образом, сеанс массажа длится меньше положенного времени. Многие из нас не спешат жаловаться, чтобы вдруг не было ещё хуже, другие же наоборот пытаются решить проблему при помощи «пакета». А между тем письменная жалоба – это официальное обращение гражданина к определенному должностному лицу, которое обязано действенно отреагировать и в месячный срок оповестить заявителя о том, что сделано для решения проблемы. Так и касаемо системы здравоохранения, основываясь на части 14 статье 30, в случае не качественных или не должным образом оказываемых услуг первичным действием может быть жалоба на имя главврача, кроме того можно обращаться и в другие, располагающие компетенцией по данному вопросу, или во все сразу инстанции.

Добровольное согласие на медицинское вмешательство

Спорными моментами зачастую бывают вопросы о необходимости при оказании медицинской помощи хирургического вмешательства. Конечно, речь не идет о случаях, когда пациента привозят в больницу «на грани жизни и смерти», а возможная операция есть единственная ниточка для спасения. В других случаях   обязательно необходимо выяснить: действительно ли Вам так нужна эта операция? Возможно ли обойтись без нее? Какие могут быть последствия, при отказе от оперативного вмешательства? В каких ещё медицинских учреждениях проводят подобные операции? Достаточного ли у оперирующего хирурга опыта? Мало кто знает, что лечащий врач ещё до оказания помощи обязан получить добровольное согласие на медицинское вмешательство от пациента.  Перед этим в соответствии со статьей 31 пациенту должна быть предоставлена информация о данных обследования, выявленном заболевании, возможных методах лечения, прогнозе, рисках, необходимости медицинского вмешательства и его предполагаемых результатах.

Отказ от медицинского вмешательства

В настоящее время можно столкнуться со множеством случаев,  когда ребенка не хотят принимать в детский сад без определенных прививок или, когда не пройдены обследования  у  некоторых специалистов, например детского гинеколога. А тем не менее мы, как законные представители своих детей до их совершеннолетия, имеем полное право в соответствии с частью 8 статьей 30 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» оформить полный или частичный отказ от медицинского вмешательства. Врач в свою очередь должен вам обязательно объяснить в доступной форме возможные последствия отказа. Здесь следует помнить, что если речь идет о спасении жизни ребенка больничное учреждение, при отказе родителей от медицинской помощи, имеет вполне законное право для защиты его интересов обратиться в суд.
 



К списку публикаций